Кровавые обычаи у скифов − не единственная особенность этих древних кочевников. Сегодня мы поведаем вам об уникальном скифском ювелирном искусстве и, в частности, о его эстетической составляющей – о зверином стиле.
на фото: Сегнерово колесо с конскими головами
Еще отец истории Геродот разделял скифское общество на такие категории, как: царские скифы, скифы-кочевники, скифы-пахари и скифы-земледельцы. Естественно, развитие скифского ювелирного искусства связано с первыми двумя категориями.
Что собой представляет скифский звериный стиль
Главная роль в создании сюжетов и образов звериного стиля принадлежала скифской аристократии и военной знати, поскольку именно они были главными заказчиками ювелирных изделий. Об этом свидетельствует перечень предметов, изготовленных подобным образом. Это, прежде всего, оружие, сбруя коня и предметы культа. Большинство предметов изготовлены из золота, но при этом они крайне функциональны. Среди них, например, пряжки, пластины-нашивки на одежду, оклады колчанов, мечей и ножен, ритуальные каши, элементы конской упряжи.

В связи с необходимостью постоянно воевать у скифов сформировались и специфические идеалы красоты: красиво то, что способствует победе, красивое – это быстрое и сильное. Так в скифском искусстве появляются образы животных, а именно, хищников и сильных травоядных.
Отличительные особенности звериного стиля
Яркой отличительной особенностью звериного стиля является динамика изображений, которые передают одновременно несколько образов в момент борьбы или стремительного движения. Кроме того, все эти изображения предельно схематичны. Например, на изделиях мы видим не глаз животного, а «знак» глаза, не коготь, а «знак» когтя. В конце концов, изображение является не реалистичным изображением животного, а его «знаком». Причем, особое внимание здесь уделяется тем качествам животного, которые превозносятся воинами: силе, скорости, зоркому глазу, тонкому слуху и т.п. Такая система ценностей скифов объясняется не тотемизмом, как считают некоторые ученые, а магическими представлениями скифского общества. По законам парциальной магии, достаточно заменить предмет его условной схемой. Таким образом, главные качества культового животного как бы переносились на скифа-владельца ювелирного изделия в зверином стиле.
Образ хищника в скифском искусстве
Как уже говорилось выше, самым распространенным элементом скифского звериного стиля был образ хищника. Первые изображения хищников, исполненные в скифской традиции, возникают еще в VIII веке до н.э., то есть, еще в предскифское время. В VI веке они становятся массовыми, разделяясь на локальные иконографические варианты, но сохранив при этом общие особенности: подчеркнутую агрессивность и динамику. Отмечается также иконографическое разнообразие образов. Это и хищники семейства кошачьих, и волки, и медведи, и хищные птицы, и грифоны.
Мифологические представления скифов, а именно - вера в потусторонний мир и его обитателей – обусловила и семантику образа хищника. Например, современный исследователь Ю. Б. Полидович весьма интересно трактует популярные в зверином стиле сцены нападения и растерзания. По его словам, в скифском религиозном искусстве хищник выступал как основной персонаж нижнего мира, что объясняется его смертоносным началом. Это, безусловно, влечёт за собой семантику смерти. Но, в то же время, хищник соотносился и с Богиней земли, спутником и, вероятно, воплощением которой он выступал. Это подтверждается, с одной стороны, тем, что в скифском искусстве изображались хищники преимущественно женского пола (отсутствие мужских признаков указывает на принадлежность к женскому полу). С другой стороны, женское начало воспринималось как поглощающее и хищное. Можно смело предположить, что образ хищника соотносился не только со стихией смерти, но и с плодородной силой женского начала. Может, именно потому многие изображения воссоздают «мирного» хищника с закрытой пастью и с колечками вместо когтистых лап. В таком контексте совершенно иное звучание приобретают сцены нападения и растерзания. Можно говорить не столько о торжестве смерти, сколько о возрождении через смерть. Глубоко символично, что во многих сценах нападения хищник и копытный представляют животных разных полов: первый, вероятно, − женского, второй – однозначно, мужского пола.
Довольно часто в зверином стиле встречаются изображения хищных птиц и грифонов. Их присутствие на нижнем круге знаменитой золотой Пекторали также тянет за собой семантику смерти. А вот, например, не менее популярные образы коня и оленя связаны с поклонением солнцу. Изображение этих животных в так называемом летящем галопе символизирует движение солнца по небосводу. Точно так же можно трактовать и многие синкретические образы: крылатых коней, коней-орлов, «сегнерова» колеса (колеса с четырьмя конскими головами).

В ІV-ІІІ веке до н.э., с усилением эллинизации скифского населения, связь ювелирного искусства с военным бытом постепенно снижается. Парадно-декоративная функция же, наоборот, возрастает. Растёт популярность антропоморфных изображений и сюжетов. Звериный стиль, таким образом, регрессирует и, вскоре, совсем исчезает. Хотя, его отголоски можно проследить в искусстве Киевской Руси.
Сегодня ювелирные изделия в скифском зверином стиле можно увидеть в Музее исторических драгоценностей (Киев), в Музее истории Украины (Киев), в Днепропетровском историческом музее. Но наиболее богатой коллекцией скифского золота может похвастаться, конечно же, Эрмитаж, ведь именно в императорский музей свозились материалы раскопок скифских курганов в ХIХ веке.
Кроме того, сеть магазинов «Скифская этника» (Киев, Белая Церковь, Москва) предлагает копии ювелирных изделий в скифском зверином стиле, выполненные из особого сплава с серебряным напылением.
Как видим, варварское искусство не теряет своей привлекательности уже более двух с половиной тысяч лет.
автор: Юлия Каминская