Джеймс Эббот МакНейл Уистлер - выдающийся художник-импрессионист (1834 - 1903). В творчесвте Уистлера был период увлечения японским искусством. В среде французских и английских художников увлечение японизмом началось в 1855 году...
на фото: фрагмент автопортрета Джеймса Уистлера "Композиция в сером", 1971-1973 годы.
Начиная с 1855 года, японские товары и произведения искусства завозятся в большом количестве во Францию и Англию, проводятся их выставки. Японские цветные гравюры, фарфор, вышитые кимоно и другие изделия пользуются огромным успехом у публики.
Предметы японского искусства особенно впечатлили художников: на японских цветных гравюрах практически отсутствуют тени и цветовые переходы, цвета необычайно яркие и насыщенные, композиция, по сравнению с академической живописью, совершенно свободная – например, объекты на рисунке могут размещаться не в центре, а по диагонали. Японские композиционные и цветовые решения находят своё отражение в творчестве выдающихся импрессионистов, японское искусство становится предметом изучения и подражания, художники Франции и Англии пишут картины направления "японизм". Термин "японизм" существовал и до проведения японских выставок, но применялся в отношении оригиналов и подражаний японским лакам и фарфору.
Джеймс Уистлер является одним из наиболее видных представителей направления "японизм" среди художников, живших и работавших в Англии. Он одевает натурщиц в кимоно, использует при создании композиции предметы японского декоративного искусства.

"Purple and Rose: The Lange Lijzen of the Six Marks", 1864 год, х.м., Philadelphia Museum of Art, Филадельфия, США
“Симфония в белом №2. Портрет девушки в белом”, 1864 год, х.м., 76х51, галерея Tate Britain, Лондон
“Симфония в белом №2. Портрет девушки в белом” - это лучшая работа «восточного» периода творчества Джеймса Уистлера. Веер, расписанный на восточный манер, фарфоровая ваза характерной бело-синей расцветки, детально выписанные, декоративные бутоны цветов – всё это вызывает ассоциацию с японским искусством.
Моделью для картины стала любовница художника Джоанна Хиффернан. Лицо женщины дублируется в отражении в зеркале - это намеренный приём, усиливающий эмоции, выраженные на лице, - в данном случае, меланхолии, задумчивости и печали. Возможно, её причина - в обручальном кольце, на которое устремлён взгляд девушки.
“Каприз в пурпурном и золотом №2 - золотая ширма”, 1864 год, масло, дерево, 68,5х50,1, Freer Gallery of Art, Вашингтон (США)
“Принцесса фарфорового царства”, 1864-65 (Галерея Фрир, США)

"Variations in Flesh Color and Green: The Balcony", 1865, дерево, масло, Freer Gallery of Art, Вашингтон, США
автор: Елизавета Мельниченко